Друзья, сегодня вместе с нашим детским психологом Валентиной Александровной Ермаковой поговорим о детской депрессии, а особенно — о её связи с обстановкой в школе. Коснемся причин депрессии у детей и попробуем понять, как ее избежать.
Кто бы мог подумать, что еще пару десятилетий назад даже такого понятия, как детская депрессия, не было даже в мыслях. Не только родители, но и медики искренне считали, что детство — пора беззаботного веселья и счастья. И в школе все было иначе. Появлялись первые компьютеры, детям было интересно путешествовать. Телефоны был проводные и только домашние. Что только стоили походы в лес, а зимний поход на лыжах с сосисками на костре. А какие праздники в классе мы устраивали сами, а квесты своими силами!
Что мы видим в школах сегодня? Все ученики опустили головы в экран смартфонов, молча стоят вдоль стен в перемены. Мало кто общается и дружит. Со всех сторон слышно только про драки и обиды. Педагоги разводят руками, дети не желают выполнять домашние задания, тем более — готовить научные проекты. Активность очень спала. Даже в школьном летнем лагере дети отказываются идти в бассейн, меняя активность на смартфоны. Родители на консультациях жалуются на непослушание своих детей.
Почему же все так изменилось? И почему у детей развивается депрессия? Давайте разберемся в причинах.
С раннего детства в жизни возникают трудности. Но их преодоление помогает развитию. И уже в ранней юности формируются индивидуальные черты личности. Например, некоторые дети — более общительные и зависимые от других. Это позволяет им быстро акклиматизироваться в группе. У других развивается застенчивость, малообщительность, скрытность, избегание конфликтов. Все это мешает налаживанию новых контактов и адаптации к новой ситуации.
Школа для многих детей является существенным эмоциональным шоком. Попадая сюда, маленькие дети проводят за партами большую часть дня. Они испытывают неуверенность, стресс с негативными последствиями, вызывающими трудности в обучении и в отношениях, отсутствие мотивации и доверия к самому себе.
Многолетняя диагностика уровня школьной мотивации доказывает, что она понижается с каждым годом. Появляется все больше детей с признаками дезадаптации к школе. Один из показателей возможного проявления депрессивных расстройств — падение школьных результатов после первых трех-четырех лет обучения.
Неудачи в школе сравнимы с безработицей у взрослых и могут вызвать появление депрессивного поведения у детей. Школа является социальной средой, в которой ребенок самоутверждается через обучение, идентифицируется с подобными себе ребятами, пытается получить одобрение со стороны учителей и одноклассников. Школьные поражения блокируют многие из этих функций, и, кроме того, вызывают неблагоприятные последствия для его здоровья.
🟢В период подготовки к ГИА и ЕГЭ значительно усиливается страх перед неудачами, который считается главной причиной беспомощности, проблем со здоровьем и депрессивных симптомов.
Каковы основные причины детской депрессии в период обучения в школе?
1) Отношения учитель-ученик: отторжение, неприятие учителем ребенка, отсутствие подкрепления положительных результатов при одновременном наличии отрицательных подкреплений и т.д.
2) Неудачи в школе: отсутствие интереса к урокам, ухудшение результатов.
3) Требования родителей, превышающие возможности ребенка, ожидания от ребенка реализации их несбывшихся мечтаний, навязывание своей воли.
4) Плохие отношения со сверстниками: неодобрение со стороны сверстников, чувство одиночества, агрессивное поведение.
5) Низкая самооценка ребенка — отсутствие веры в собственные возможности.
6) Травматический опыт — влияет как на общее функционирование ребенка, так и проявление в школьной среде.
7) Перегрузка чрезмерным количеством уроков в школе.
Как же избежать депрессии у детей?
Профилактика и лечение напрямую зависят от микросоциальной среды. В первую очередь, это обстановка в семье и коллективе (классе, секции и т.д.). В сложных случаях, безусловно, необходимо обращение к специалисту. Но если депрессия выражена не слишком сильно, то она может пройти и при вашем внимательном и толерантном участии.
Помните! Как только вы заметили появления депрессивных симптомов у ребенка, не игнорируйте их, а постарайтесь прояснить. Причиной депрессии у детей может стать непонимание с родителями. При необходимости ребенок должен иметь право на помощь специалистов! Школа не решит за родителей всех трудностей и проблем, связанных с воспитанием. Только интерес родителей к делам ребенка и его потребностям позволяет избежать сложных ситуаций и, как следствие, психического расстройства.
А если вы испытываете трудности в прояснении состояний у своих детей, приглашаю на консультацию. Вместе мы сможем выстроить вектор дальнейшего взаимодействия с ребенком для профилактики подавленного состояния.