Когда и при каких условиях воспитание целительно?
Давайте перелистаем страницы главной книги французского психоаналитика «На стороне ребенка» и вместе поразмышляем о здоровых детско-родительских отношениях.
По мнению Дольто, универсальных правил воспитания не существует. Нет идеальной методики воспитания и образцовых семей - ведь каждый ребенок уникален. И поэтому лучшие помощники в воспитании — это интуиция, критический ум, изобретательность и смелость. И в этом контексте книги, готовые методики – чаще мешают нам, нежели помогают в установлении отношений, основанных на взаимном уважении и доверии.
«Вы сами родили вашего ребёнка, он ваш, и поскольку вы — это вы, будьте правдивы, скажите ему словами то, что вы чувствуете, — больше всего ребёнок нуждается в вашей искренности».
Дольто предлагает родителям смириться с тем, что ошибки неизбежны. Вместо того, чтобы стремится к идеалу, - идите своим уникальный путем.
Другая исключительно ценная идея автора заключается в том, что общение— важнее объятий, подарков и родительских жертв.
Психоаналитик призывает как можно чаще будить в себе забытые детские ощущения. Именно погружение в собственное детство помогает лучше понять ребёнка. Разговоры с позиции личных ощущений могут помочь наладить контакт, и фразы «я в твоём возрасте тоже…» иногда бывает достаточно.
Дети часто убеждены — всё, что происходит с ними, ни с кем до этого не происходило. Похожий опыт родителей может стать для них открытием и поддержкой.

Уважайте ребёнка. Если он не хочет, чтобы вы его обнимали, — не надо.
Родители должны придерживаться сильной воспитательной позиции при условии, что будут безоговорочно уважать ребёнка. Например, Дольто называла неприемлемым и унизительным насильственное кормление или укладывание спать. Призывала не зацеловывать детей, особенно против их воли.
«Мы осыпаем ребёнка ласками, полагая, что тем самым проявляем к нему доброжелательность. На самом деле это мы сами пытаемся найти спасение и надежду в его объятиях, пытаемся избежать сиротства и одиночества. Всё это не имеет никакого отношения к доброжелательности. Это всего лишь эгоизм».
Не обсуждайте ребёнка в его присутствии и не называйте в третьем лице.
Особое внимание Дольто уделяла словам — не только их смыслу, правдивости, искренности, но и самой манере общения. Она призывала родителей не оглуплять детей, называя их в третьем лице («ну что, наш малыш уже выспался?»), и не называть друг друга «мама» и «папа». В разговоре с ребёнком следует уточнять: «твой папа», «твоя мама».
Дольто советовала родителям реже обсуждать ребёнка в его присутствии, потому что такие разговоры превращают его в предмет, который знает, что разговор идёт о нём, но сам в этом разговоре участия не принимает.
Уважать ребёнка — значит интегрировать его в жизнь родителей и научить его, в свою очередь, уважать их. Например, если в семье придерживаются расписания, справедливо в определённый час отправить ребёнка в свою комнату, объяснив, что родители имеют право отдохнуть. При этом не так важно, что он там будет делать: спать или играть.
Научиться говорить «нет» — долг родителей.
Потребности ребёнка, которых, на самом деле, не так много, должны быть удовлетворены, но исполнять все его желания не обязательно. Более того, умение говорить «нет» — это долг родителей. Отказ повышает творческий потенциал ребёнка: он борется с разочарованием, мечтает, сублимирует, придумывает, как достичь цели. Но при этом важно, чтобы дети знали — родители в курсе их желаний.
Более подробно о работе детского психолога вы можете прочитать на странице нашего сайта.